Искусство маркетплейса: как загрузить миллион позиций в каталог, чтобы все работало
«Маркетплейс» звучит модно. Сделал сайт, договорился с партнерами, загрузил каталог позиций эдак…на миллион позиций, и жди денег. Только как их загрузить – этот миллион? От партнеров приходят километровые таблицы с товарными предложениями, и вариант «ручками-ручками» здесь не подходит.
В последнее время тематика маркетплейсов стала весьма популярна в России. И, если на Западе они получили распространение и признание (особенно такие гиганты как Amazon.com, Shopper.com и т.д.), то в России судьба подобных ресурсов пока неоднозначна. Из полноценных маркетплейсов, востребованных и известных широкой аудитории, у нас в стране можно отметить площадки Яндекс.Маркет, или Price.ru. С разным успехом в эту нишу пытались и до сих пор пытаются входить и крупные игроки на рынке электронной коммерции: Utinet.ru, Wikimart.ru (обе приказали долго жить), а также Ulmart.ru, Ozon.ru, Lamoda.ru.
Что же такое маркетплейс?
Если кратко, то маркетплейс – это электронная площадка, агрегирующая товарные предложения от различного рода продавцов. Это могут быть, как площадки, имеющие свои собственные электронные каналы продаж, так и ресурсы не имеющие собственных онлайн-каналов.
Сами маркетплейсы можно условно поделить на две части:
- площадки, которые являются лишь прайс-агрегаторами, тогда как сами заказы при этом оформляются на сайтах продавцов, а не на маркетплейсе;
- площадки, которые предоставляют разного объема фулфилмент-услуги, – от непосредственного приема и оформления заказа от покупателя прямо на стороне маркетплейса до обеспечения доставки от продавцов покупателям;
Контент в маркетплейсе
Мы не будем рассматривать в этой статье коммерческую составляющую функционирования маркетплейса, а также вопросы организации показа товаров на его фронт энде. Предлагаем посмотреть на формирование той его части, которая напоминает вершину айсберга – товарный контент.
С точки зрения контента, любой маркетплейс почти ничем не отличается от интернет-магазина, т.к. его основой является каталог товаров. Исходя из этого, можно отметить следующие факторы, которые необходимо проанализировать для успешного функционирования работы товарного каталога:
- Интеграция
- Классификация и категоризация (Класс/Кат) и Мэтчинг
- Наполнение детальной информацией о товарах
Сегодня мы уделим особое внимание интеграции.
Прежде, чем товар появится в каталоге маркетплейса, информация о нем должна быть загружена от продавца. От продавца она может поступить в виде файла с товарными предложениями, содержащими первичную информацию: названия, категории товаров в иерархии, идентификаторы этих товаров в системе продавца, цены, а также идентификаторы производителя на товары, и, при удачном раскладе, в распоряжение агрегатора будет передан и некий контент.
Причем файл с оферами в общем случае продавец изначально может предлагать в своем собственном кастомном формате. При этом у маркетплейса два выхода: либо убедить продавца самостоятельно привести файл с товарными предложениями к форматам, принятым на площадке, либо самостоятельно поддерживать конвертацию файлов продавцов в собственный формат.
Как правило, выбор варианта зависит от величины площадки, а также от уровня разработчиков на каждой из сторон. Оптимально, когда стороны способны найти компромиссное решение, которое было бы в некотором смысле «универсальным». Одним из таких решений является использование формата YML от Яндекс или его модификаций.
YML был разработан для выгрузки информации о товарах на площадку Яндекс. Маркет и уже де-факто стал индустриальным стандартом передачи информации об оферах. Многие системы управления контентом, используемые в российском е-коммерсе, как коммерческие, так и свободно распространяемые, имеют модули или функционал, позволяющие делать выгрузку информации о каталоге товаров в YML. В этом случае у продавцов возникает меньше затрат на разработку.
У данного формата обмена, при всех его плюсах, есть один существенный недостаток – структурированный контент, и уж тем более, в структуре информационной модели маркетплейса, YML передавать не может.
Поэтому при организации импорта маркетплейс должен принять стратегическое решение по контенту:
- принимать его в отдельном от оферов файле заданного формата, а потом сводить оферы и описания внутри своей информационной системы. Этот случай удобен, если маркетплейс получает описания от внешнего контент-провайдера;
- расширить YML таким образом, чтобы была возможность помимо оферов загружать также и товарный контент в информационной модели маркетплейса;
- принимать только оферы, а описания производить собственными силами контент-команды маркетплейса.
Причем в первых двух случаях разработчикам придется предусмотреть дополнительный механизм информационного обмена между системами маркетплейса и продавца (или контент-провайдера), чтобы была возможность в любой момент максимально удобно выгрузить из маркетплейса актуальные информационные модели для товаров, описания которых надо загрузить в каталог. И, конечно же, в силу того, что информационные модели подвержены изменениям, также необходимо предусмотреть трансляцию информации об изменениях в информационных моделях маркетплейса продавцу или поставщику контента. В противном случае может возникнуть ситуация, когда переданное описание товаров может оказаться некорректным, неполным или же вовсе не загрузиться в маркетплейс.
Итог
Таким образом задача интеграции информационного обмена с товарным контентом между продавцами и маркетплейсом непроста. Зачастую она решается нетривиальными способами и требует существенных ресурсов и временных затрат сторон, что иногда ставит под вопрос необходимость размещения продавца на маркетплейсе, т.к. затраты на интеграцию могут превзойти ожидаемую прибыль от размещения в системе. И только для площадок с развитой системой управления контентом, сильным бэкграундом в разработке, а также для контент-провайдеров, имеющих большой опыт интеграции со сторонними информационными системами, эта задача представляется выполнимой за небольшой срок.
Автор: Алексей Глушков
Источник: New RetailОригинал: https://new-retail.ru/business/iskusstvo_marketpleysa_kak_zagruzit_million_pozitsiy_v_katalog_chtoby_vse_rabotalo6153/
Ещё по теме:
Комментарии
24.04.2017
С каждым годом получить трафик из естественной выдачи становится всё труднее, особенно для сайтов, ...
Татьяна Малявина, Коммерческий директор, Hawk House Integration
В компании Татьяна отвечает за ...
Большое спасибо. А что вы можете рассказать о маркетплейсе Tech generation?