Как сообщить об увольнении сотруднику
«Ты уволен!» или «Я боюсь, что у меня для вас плохие новости. К сожалению, мы вынуждены попросить вас уйти. Пожалуйста, присядьте, и я объясню вам ситуацию».
Как и во многих областях жизни, важно скорее не то, что вы говорите, а то, как вы это говорите. Например, в ситуации, когда вы должны сказать кому-то, что он уволен. Если руководитель берет агрессивный тон, работник гораздо более склонен реагировать на плохие новости в конфронтационной манере, чем в тех случаях, когда он уделяет много времени, чтобы объяснить ситуацию и основные причины.
Плохо организованное увольнение является не только причиной горького разочарования, но все чаще заставляет бывшего работника судиться с компанией. Около половины из примерно 400 тыс. дел, рассмотренных судами занятости в Германии связаны с увольнениями. Если бы в процессе увольнения работодатели следовали определенным правилам, можно было бы избежать не только правовых споров такого рода, но и эмоциональных расстройств у обеих сторон.
Команда психологов из Саарского университета во главе с профессором Корнелиусом Кёнигом, который заведует Кафедрой промышленной и организационной психологии, провели эксперименты, направленные на установление лучшего способа сообщения плохих новостей сотрудникам. Вместе со своими коллегами, ведущий автор исследования Мануэла Рихтер задействовали различные психологические ролевые упражнения.
«В нашем первоначальном исследовании, мы разделили участников на две группы. Одну группу учили сообщать фактически правильные аргументы в процессе увольнения, а также как относиться к сотрудникам со всей объективностью. Вторая группа объявляла об увольнении не пройдя тренинг», — объясняет г-жа Мануэла Рихтер.
Исследовательская группа обнаружила, что сотрудники были более склонны принять манеру, в которой было проведено увольнение и само решение, если посланник плохих вестей прошел предварительное обучение, чем в тех случаях, когда уведомление о прекращении сотрудничества сообщалось работнику в более формальной форме.
«Во втором исследовании мы хотели выяснить, что предпочтительнее при восприятии — «формальная корректность» или «объективность» в реакции на увольнение», — сказала Мануэла Рихтера.
Поэтому во втором эксперименте были задействованы две группы, прошедшие тренинг, в дополнение к контрольной группе. Члены одной из групп прошли обучение методу формальной корректности и объективности, а члены другой были обучены только методу формальной корректности.
«Мы обнаружили, что на самом деле объективность имеет решающее значение в восприятии факта увольнения», — говорит г-жа Рихтер, обобщая результаты исследования.
Работники, чьи руководители прошли тренинг исключительно в отношении формальных процедурных аспектов увольнения, были столь же недовольны, как и те, чьи руководители не проходили тренинга вовсе.
«Объективность включает в себя такие элементы, как прозрачность процесса и уважительное отношение к работнику», — говорит профессор Корнелиус Кёниг.
Менеджеры, которые прошли тренинг по объективности смогли объяснить работникам, почему те потеряли свои рабочие места, и что увольнение не является отражением результата их труда, но результатом экономических трудностей, из-за которых компания вынуждена уволить часть своих сотрудников.
Исследовательская группа Саарского университета считает, что у компаний существует реальная возможность эффективно использовать эти выводы в своей каждодневной деловой практике. Сообщение плохих новостей, в частности, о прекращении договора найма, по-прежнему является запретной темой среди руководителей компаний. В настоящее время не существует каких-либо рекомендаций, основанных на фактических данных, как следует проводить процедуру увольнения.
«Исследование такого рода может сделать этот процесс проще для всех, дабы овладеть искусством сообщать и получать плохие новости», — пояснил г-н Кёниг.
В конце концов, неприятная новость — ежедневный элемент современного общества, и бизнес-культура должна уметь справляться с этим.