Как подобрать коммерческого директора?
Подбор человека, отвечающего за коммерцию, является определяющим критерием успеха в бизнесе.
Коммерческий директор является вторым человеком в компании после генерального. Исключением, подтверждающим правило является ситуация в которой компания имеет одного или нескольких заказчиков, тогда на первое место выходит технический или исполнительный директор.
Чтобы понять, как подбирать руководителя коммерческого подразделения, определим сначала его должностные обязанности.
Найти лучшего коммерческого директора довольно-таки сложно:
- 1. Он должен сам уметь продавать на высоком уровне, чтобы понимать продажи снизу и помогать с ключевыми клиентами.
- 2. Он должен уметь выстраивать систему продаж, чтобы компания не зависела от продавцов-звезд и случайностей.
- 3. Он должен быть лояльным к компании, чтобы не увести клиентов за собой.
Именно поэтому коммерческие директора часто становятся соучредителями компаний. Потому что никаким трудовым договором с коммерческим директором нельзя застраховать его лояльность.
Важный вопрос — ответственность коммерческого директора. Если мы хотим найти коммерческого директора, который возьмет на себя все обязанности по коммерческой части и будет отвечать за стратегию, нужен именно системный человек, который не только лучше всех продает, но и понимает, что продажи — это система. Если же руководитель коммерческого блока будет в четко выстроенной системе с уже готовыми бизнес-процессами, ему не нужен опыт их выстраивания, он должен просто соблюдать установленные правила игры.
Как найти коммерческого директора?
- 1. Вырастить внутри компании;
- 2. Подобрать с открытого рынка.
Воспользоваться первым вариантом можно тогда, когда в компании уже выстроена система продаж или генеральный директор владеет навыком коммерческого директора по построению систем продаж. В таком случае, оптимальным вариантом будет рост своего сотрудника.
Второй вариант эффективен в тех случаях, когда компании требуется рывок. Необходимо изменить процессы продаж и приглашается коммерческий директор со знанием этих процессов.
Необходимо выходить на крупных клиентов и приглашается коммерческий директор, у которого есть связи в этих компаниях. Собственник или генеральный директор хочет делегировать часть функций и снизить свое участие в оперативной работе компании, тогда приглашается коммерческий директор с опытом выстраивания бизнес-процессов и развития компании.
Каждый из этих подходов имеет свои плюсы и минусы. Но есть вариант развития компании который объединяет оба варианта. Подбирается внутри компании человек, который обладает потенциальными навыками коммерческого директора и приглашается человек или компания для выстраивания процессов. Например, наша услуга – «Коммерческий директора на аутсорсинге» как раз подразумевает выстраивание бизнес-процессов продаж экспертом и обучение сотрудника компании управлению выстроенными процессами.
Ключевые качества коммерческого директора
Разделим компетенции коммерческого директора на два основных блока:
1) Качества, необходимые для построения системы продаж:
- Знание основ практического маркетинга;
- Понимание принципов ценообразования;
- Обладание навыками внедрения инструментов продаж;
- Понимание бизнес-процессов всех подразделений компании;
- Опыт внедрения и настройки CRMсистем;
- Умение определить ключевые точки ежедневного контроля;
- Умение построения системы обучения и развития менеджеров по продажам.
2) Качества необходимые для управления системой продаж:
- Высокие коммуникативные навыки и навыки ведения переговоров;
- Навыки коучинга менеджеров по продажам;
- Системное мышление и организационные навыки;
- Навыки управления персоналом;
- Опыт ведения переговоров с поставщиками и подрядчиками.
Определить, обладает ли будущий руководитель указанными компетенциями достаточно просто. Необходимо по каждому из пунктов задать вопросы, касающихся конкретных действий в работе. А также интересны примеры того, как это уже было реализовано. Попросить дать оценку эффективности работы того или иного действия в количественном выражении. По тому, как человек выстраивал системы продаж и по тому, как это видит в Вашей компании, можно определить, будет ли он эффективным в реальной работе.
Как видим, наибольшие требования к коммерческому директору находятся в первом блоке компетенций. Именно этот блок определяет стоимость коммерческого директора. Если у человека есть четкое представление о том, как строить систему и тем более опыт построения, его стоимость возрастает в 2-3 раза. Причем в реальной работе эти навыки нужны будут только в течение 3-6 месяцев, пока будет выстраиваться система продаж. Возникает вопрос: «Как не переплачивать за навыки, которые, во-первых, сложно определить, а, во-вторых, не платить за них тогда, когда это не будет нужно». Ведь если человек выстроит систему под себя и она будет эффективно работать, не факт, что другой руководитель сможет также эффективно управлять выстроенной системой.
Решить этот вопрос можно с помощью аутсорсинга, о котором мы говорили выше. В этом случае наши эксперты, обладающие навыками построения отделов продаж в различных отраслях, выстраивают систему в Вашей компании вместе с человеком, который дальше будет управлять этой системой. Когда все решения будут зафиксированы и система описана, появится четкое понимание механизмов ее функционирования, и потеря ключевой фигуры коммерческого директора не скажется на результатах работы.
Мне кажется, вырастить своего сотрудника всегда лучше, чем брать со стороны. Все-таки лояльность к компании выше.
Соглашусь. И потом, если человек уже работал именно на этой должности в другой компании у него уже есть какие-то наработки, свои методы...
У меня мнение обратное, заинтересованный кандидат из вашей же компании предложит медоты развития, так сказать, изнутри, взгляды будут осмысленные, с пониманием дела.
Вот именно, чтобы поднимать продажи снизу он должен сам быть из низов.
в принципе, желательно, чтобы любой руководитель понимал свою должность с низов. это в разы увеличивает эффективность.