Готовь сани летом. Как сезонность и Новый год сказываются на малом бизнесе
Продажи новогодних товаров растут, как правило, перед самыми праздниками, а вот производителям приходится начинать подготовку заранее. Удается ли им заработать столько, чтобы хватило на лето?
До главного зимнего праздника осталось меньше недели. Предновогодняя лихорадка ощущается на пороге любого торгового центра. Однако если потребители задумались об организации праздника в лучшем случае пару недель назад, то для малого бизнеса подготовка началась куда раньше — чаще всего компании начинают готовиться летом, а кто-то сразу после окончания праздников уже думает про следующий Новый год. BFM.ru пообщался с представителями малого бизнеса и выяснил, что они делают, чтобы выдержать предновогодний поток клиентов, и как выживают в несезон.
Елки от Варламова
Один из самых популярных сезонных новогодних бизнесов — продажа живых елок. Спрос на этот товар появляется где-то в начале декабря. Однако, по словам известного блогера и предпринимателя Ильи Варламова, который занялся елочным бизнесом пять лет назад, в этом сезоне люди начали покупать живые елки позже, чем обычно. «В этом году зима у нас не задалась — это огромная проблема для всех, кто занимается новогодним бизнесом: у народа нет настроения, потому что нет холода и снега. Люди думают, что сейчас осень», — говорит Варламов.
Теплая погода не идет на пользу и самим елкам. По словам Варламова, при плюсовой температуре они могут начать «распускаться», как живые цветы, которые тоже любят холод. Пока что этого не произошло, но такой риск есть. Чтобы елки дольше хранились и стояли, даже транспортировать их важно при минусовой температуре, чтобы они находились в «спящем» состоянии. В ассортименте «Елок от Варламова» — пихты Нордмана стоимостью от 4,5 тысячи до 16,5 тысячи рублей. У магазина нет точек продаж. Елку можно забрать со склада или заказать доставку за дополнительные деньги.
Чтобы организовать такой бизнес, достаточно найти поставщика елок и арендовать склад в период продаж. Сколько елок продается за один сезон, Варламов не раскрывает, однако отмечает, что одного этого бизнеса недостаточно для того, чтобы комфортно существовать весь оставшийся год. Предприниматель начал торговать елками в период, когда у него был другой сезонный бизнес — магазин по продаже велосипедов. «Мы с партнерами думали, чем заняться зимой. Обычно все, кто продает велосипеды летом, зимой продают лыжи или сноуборды. Мы решили, что это совсем не интересно, и выбрали елки», — вспоминает он.
Свитера с оленями
Теплая одежда — популярный новогодний подарок. Онлайн-магазин «Дирз» продает вязаные свитера, носки, шапки, кардиганы. Компанию создали два брата, которые переехали в Москву из Сибири, — Алексей и Александр Минеевы. Дизайн соответствующий: медведи, олени, снежинки. «В производстве любой одежды сложно уйти от сезонности», — говорит Александр Минеев.
В предновогодний период компания чувствует себя прекрасно: в день, как правило, приходит по 100-150 заказов на одну-две теплых вещи. Один свитер стоит приблизительно шесть-восемь тысяч рублей. На это активное время приходится нанимать дополнительный персонал — 15 штатных сотрудников физически не могут справиться с таким объемом заказов.
Осенью и зимой никто из сотрудников даже не думает об отпуске, наоборот, приходится работать сверхурочно. Отдыхают сотрудники в летние месяцы, когда заказов почти нет и прибыль на нуле. В этот период приходится занимать рабочее время штатных сотрудников, которые продолжают получать зарплату. «Мы занимаемся тем, на что не хватает времени зимой: разрабатываем новые модели, дизайны, некоторые тиражи отшиваем заранее», — говорит Минеев.
В планах у компании — расширить ассортимент и запустить коллекцию летних вещей, чтобы не было такого перекоса по зимнему ассортименту. Сейчас в летний период приходится жить за счет того, что удалось заработать за зиму.
Венки и письма Санта-Клаусу
Еще один бизнес, который страдает от сезонности, это магазины цветов и подарков. Магазин «Тимьян букет» предлагает широкий ассортимент новогоднего декора: венки, композиции с живой и искусственной хвоей, письма Санта-Клаусу, всевозможные тематические статуэтки и многое другое. Но все это становится никому не нужно 1 января. Причем если в декабре примерно на 70% падает спрос на живые цветы, но компания делает немалую выручку за счет новогодних товаров, то после праздников интерес пропадает абсолютно ко всему.
«Никто об этом не говорит, но весь январь флористический бизнес несет убытки. В этом месяце выручка обычно составляет минус 50-100%. С 1 по 10 января, как правило, все разъезжаются. Цветы никому не нужны, венки тоже. Поэтому то, что мы хорошо отработали в декабре, в январе нивелируется. Мы как на американских горках катаемся», — говорит основатель магазина Наталья Смирнова.
Готовиться к зимнему сезону компания начинает еще весной. Однако это не предел. «В ноябре я слетала на международную выставку, какие-то новогодние позиции я уже отобрала на следующий, 2021-й новый год», — вспоминает Смирнова.
Купить новогодние украшения в магазине можно уже в начале ноября. Первыми клиентами становятся компании, которые заказывают декор для своих интерьеров. Во второй половине декабря подтягиваются обычные покупатели, которые ищут декор для домов и квартир, а также сувениры в подарок. При этом предугадать, на что будет больший спрос в этом году, невозможно. «Это эмоциональный бизнес, сложно спрогнозировать, что будут больше покупать. Как правило, городские жители любят больше искусственные елки, а загородные — все, что связано с каминами: венки, свечи и так далее», — отмечает Смирнова. Средний чек в предновогодний период и спрос по сравнению с обычным сезоном увеличивается в два-три раза.
Фотосессия в новогодних декорациях
Если про новогодний декор и подарки 1 января все забывают, то у фотостудий горячая пора продолжается и после заветного боя курантов. Все январские праздники люди активно фотографируются. Как правило, это те, кто не успел отснять новогоднюю фотосессию до 31-го числа. «Новогодние студии продолжают работать до 15 января. Как раз у детей каникулы, начинается период спокойных семейных съемок», — говорит основательница Yuna Studio Наталья Югай.
Активный сезон для фотостудий начинается, как правило, в сентябре, когда все возвращаются из отпусков. Причем уже в это время важно иметь «новогодний» уголок. «Когда мы только открывались в августе прошлого года, нам звонили клиенты и просили показать новогодние декорации, — говорит Югай. Закупать елочные игрушки и гирлянды тоже приходится летом. Чем ближе праздники, тем меньше возможности что-то купить, и увеличивается срок доставки: то, что можно было раньше заказать за три-четыре дня, ты можешь ждать до двух-трех недель». Заказать предметы новогоднего декора можно в специализированных интернет-магазинах — там товар доступен круглый год.
Пик загруженности фотостудий приходится на конец ноября — начало декабря: если вы не забронировали съемку хотя бы двумя месяцами раньше, шанс устроить себе профессиональную новогоднюю фотосессию практически равен нулю. Под Новый год в два раза увеличивается число фотосессий под ключ: в пакет включены не только аренда студии и услуги фотографа, но еще и услуги стилиста с визажистом.
Как и во многих сезонных бизнесах, лето для фотостудий — мертвый сезон. «Половина людей уехали в отпуск, а другая половина фотографируется на улице», — объясняет Югай. Чтобы окончательно не уйти в минус, студии устраивают сезонные скидки и мастер-классы для фотографов.
Сеты из оливье и красной икры
Резкое увеличение число заказов под Новый год особенно ощущают на себе представители кейтеринговых компаний. Впрочем, это касается практически всех крупных праздников: «У нас бизнес больше b2b-направленности, люди чаще всего заказывают еду в офис. Поэтому не могу сказать, что мы живем исключительно ради Нового года. Как в любом b2b-бизнесе, у нас сильный спад летом, а на Новый год число заказов увеличивается примерно в три раза, в период гендерных праздников — где-то в два», — говорит исполнительный директор компании Catery Андрей Черепанов.
Однако многие пользуются услугами кейтеринга и для домашних застолий. «У нас заказывают оливье, что-то с красной икрой, банкетные блюда вроде утки фаршированной. Но мы стараемся разнообразить, делать, например, сеты в стиле мексиканского Нового года, чтобы люди могли пробовать что-то новое. Удивительно, но бургеры пользуются большой популярностью на Новый год. Еще людям интересны традиционные блюда в нетрадиционной подаче, например оливье в чашках или тарталетках», — рассказывает Черепанов.
К Новому году кейтеринговая компания начинает активно готовиться в сентябре. Чтобы привести как можно больше партнеров на свою площадку, с ресторанами приходится договариваться заранее.
В штате компании Catery работает около 15 человек. В праздничные дни кол-центр не справляется со всеми заказами, поэтому к приему звонков подключается отдел по работе с корпоративными клиентами, а операторы выходят на дополнительные оплачиваемые смены. Но чтобы уменьшить нагрузку, компания старается распределить поток заказов на более долгий период. «Мы запускаем различные промо, даем скидки начиная с октября. В «черную пятницу» мы даем возможность со скидками заказывать на Новый год, чтобы как можно больше людей заказали чуть раньше, не откладывая на последний момент, когда большинство партнеров уже не принимают заказы», — говорит Черепанов.
Средний чек компании в обычное время — 11-15 тысяч рублей. В новогодние праздники он составляет 14-15 тысяч рублей.