От подлога до шантажа, или как воруют охранники в магазинах
Подобная открытость – своего рода дразнилка для клиента, призванная разжечь потребительский аппетит. И действительно, в таких магазинах оборот значительно выше, чем в розничных точках прилавочного типа. Но все имеет обратную негативную сторону.
Привлекательность витрин возбуждает желание не только купить, но и украсть, поэтому магазины приглашают охранников, чтобы исключить хищения в торговом зале. Но, как известно, данная категория персонала тоже не является кристально честной.
Психология сотрудника охраны
Конечно, на многочисленных курсах преподаватели внушают мысль начинающим секьюрити о том, что охранник должен иметь чистые руки, холодную голову и горячее сердце, как говорил основатель ВЧК Ф.М. Дзержинский. Но, мы не питаем иллюзий, думая, что обычный охранник - человек с высокоморальными качествами, образцовый гражданин и лояльный работник.
Охрана объектов – работа не высококвалифицированная, но довольно нудная. В силу того, что требования к сотрудникам невысоки, в ЧОПы идут люди, не имеющие конкурентной на рынке труда профессии. Часто это молодые люди, только что отслужившие срочную службу в армии. Но зарплата охранников супер- и гипермаркетов невысока, а амбиции молодых людей одинаково высоки как у менеджеров по продажам, так и у работников охранных организаций. И тот и другой хотят ипотечную квартиру и новенький «фокус».
К тому же сотрудник ЧОП, стоя в торговом зале, каждый день видит, как обеспеченные люди делают дорогие покупки. Волей-неволей он начинает завидовать и задумывается о том, как бы поправить свое материальное положение. Довольно охотно охранники сближаются с другими сотрудниками, чтобы иметь возможность переброситься парой фразой, обсудить вчерашний футбол или политические новости.
Возможности побочного дохода
Испокон веков грабители знали, что проще подкупить охрану, чем с трудом проникнуть на охраняемый объект. В магазине, как известно, воруют не только посетители, но и персонал, поэтому охранник следит и за сотрудниками. Но иногда продавцы предлагают блюстителю коммерческой собственности выгодную сделку…
Сговор с продавцами
Самая простая схема. Обычно охранник проверяет сотрудников магазина, когда они уходят после работы домой – просит показать сумки и смотрит, чтобы каждый прошел через датчики противокражных рамок. Таково предписание инструкции. Но если продавцы делятся доходами, то на требования можно закрыть глаза. Эта схема реализуется теми, кто не планирует долго работать в организации, потому что обман раскроется при первой же инвентаризации.
Как правило, сотрудник охраны тоже несет материальную ответственность за похищенные товары. В каждом магазине есть определенная «планка» ущерба, которая измеряется в рублях. Это сумма допустимых потерь. Охранникам гораздо выгоднее подружиться с нечистоплотным продавцами и допускать хищения. Но таким образом, чтобы они не превышали «нормы». В этом случае продавец и охранник договариваются заранее и согласовывают «бюджет» краж.
Сговор с покупателями
По тому же принципу может строиться криминальное сотрудничество с покупателями. Как правило, это знакомые или друзья охранника. Он говорит им на какую сумму можно вынести товары, и они спокойно и без нервов воруют. Главное рассказать сообщникам, какие части зала не попадают под видеонаблюдение, чтобы без опасений заниматься своим делом.
Шантаж
Еще один интересный способ заработка охранников заключается в том, чтобы искать воришек в магазине. Но, поймав вора с поличным, ретивый «детектив» не торопится вызывать полицию, а предлагает все решить «по-тихому», за определенную сумму. Материального вреда такая деятельность не наносит. Напротив, пойманный гражданин будет обходить магазин стороной. Но имидж компании такие Робин Гуды-охранники портят здорово. Слухи о «правосудии» а-ля вестерн в магазине распространяются довольно быстро и потока покупателей такая слава не прибавляет.
Подлог
Более серьезная форма шантажа требует сговора с продавцами и кассирами. Делается это так. На кассе «забывают» пробить какой-нибудь товар. А на выходе охранник проверяет чек и обнаруживает «хищение». «Нет, я все понимаю, - говорит он своей жертве, - скорее всего вы просто забыли предъявить товар на кассе, но давайте подождем сотрудников полиции, так положено, у нас инструкции». Естественно, «забывчивый» покупатель не хочет делать все «по инструкции» и они с охранником полюбовно улаживают вопрос. При этом энная сумма денег переходит из кошелька клиента в карман форменной куртки бдительного сотрудника. Таким сомнительным бизнесом могут заинтересоваться правоохранительные органы.
Что делать?
Как мы видим, риск хищений возникает в том случае, когда охранник вступает в тесный контакт с сотрудниками торгового зала. Значит, нужно исключить возможность близких отношений. Для этого:
Проводите ротацию
Следите за тем, чтобы работник ЧОП не задерживался долго в магазине. Так меньше шансов, что он подружится с кем-либо. Поработал два месяца и хватит. Как правило, охранные организации сами следят за регламентом, но иногда забывают об этом.
Следите за отношениями
Постоянно наблюдайте, с кем чаще всего общаются охранники. В коллективе часто есть люди, склонные к образованию преступных бизнес-альянсов с сотрудниками охраны. Если обнаружите, что охранники и продавцы проводят вместе время после работы – ходят в кино, боулинг, пьют пиво и т.д. - есть повод «включить паранойю».
Тщательно подбирайте охранников
Сотрудничайте с руководством ЧОП, просите и настаивайте на том, чтобы на дежурство в магазине отправляли только проверенных охранников. Самый лучший типаж для работы в магазине – малообщительный «служака». Лучше если у него будет разница в возрасте с продавцами. Как правило, такие ни с кем не дружат.
Используйте технические средства
Видеонаблюдение в торговом зале не только для того, чтобы следить за покупателями. Неплохие возможности оно предоставляет и для контроля работы охранников. Отслеживайте все контакты сотрудников охраны в течение дня. При малейшем подозрении на нечистоплотное поведение сообщите об этом менеджеру ЧОП.