Мотивация персонала – это именно та тема, которая актуальна для всех компаний, во все времена. По количеству вопросов и желанию найти оптимальное решение она бьет все рекорды популярности среди собственников, руководителей и HR-директоров.
Система мотивации персонала, конечно же, не может быть единой для всех компаний. Эффективная система, непременно, должна учитывать стратегические цели компании, ее планы развития и модель корпоративной культуры. Только в этом случае она станет тем самым инструментом, который позволит менеджменту компании получить желаемый результат.
В этой статье, как и во всех других наших статьях, мы будем по-прежнему придерживаться основного правила – практичность в применении. По этой причине мы будем рассматривать построение системы мотивации на примере оптовой торговой компании среднего размера. Это позволит нам сфокусироваться на конкретных подходах, приемах и результатах. Хотя сама технология применима и в других областях, но с некоторыми поправками.
Если Вам понадобится экспертная поддержка, консультанты RC Studio, с удовольствием помогут Вам !
Прежде, чем мы перейдем непосредственно к разработке системы мотивации персонала, нам важно определиться с базовыми понятиями и проделать подготовительную работу.
Правило 1. Грамотный управленец должен уметь определять проблемные ситуации и причины их возникновения.
Давайте рассмотрим примеры проблемных ситуаций, которые довольно часто возникают в компаниях и при которых введение правильной (назовем ее так) системы мотивации может привести к эффективному разрешению. Все примеры мы даем с указанием возможных причин их возникновения. Порой установление истинной причины может занять время. Но, только проведя качественный анализ, Вы сможете реально улучшить ситуацию.
К таким проблемам следует отнести:
Увольнение (уход из компании) хороших сотрудников после непродолжительной работы в компании. Возможная причина: компенсационный пакет в компании ниже среднерыночного по региону. При росте плана или его перевыполнении доход сотрудников остается прежним.
Отсутствие роста продаж конкретного вида продукции или товарного направления. Возможная причина: продавцы реализуют тот товар, которые проще продать, если между типом проданного товара и величиной поощрения нет взаимозависимости.
Неправильное использование инструмента скидок (например: продажа товара со скидкой в тех ситуациях, когда его можно было продать по нормальной цене). Возможные причины:продавать со скидкой проще;
результативность работы продавца оценивается по количеству проданного товара, а объем полученной прибыли не учитывается;
менеджерам по продажам не выплачивается процент от сделки, а лишь повышается оклад, поэтому невозможно сформировать у сотрудников представление о взаимосвязи между прибылью полученной компанией и их заработной платой.
Несогласованность в работе торговых представителей/менеджеров по продажам. Возможная причина: отсутствие четкого разделения секторов, что приводит к тому, что менеджеры по продажам осуществляют поиск клиентов и в любом другом секторе.
Итак, на начальном этапе нам необходимо максимально честно разобраться с проблематикой и причинами ее возникновения. Это необходимое условие для разработки эффективной системы мотивации.
Правило 2. Грамотный управленец должен хорошо знать какими способами он может стимулировать сотрудников к более эффективному достижению поставленных целей.
Монетарная мотивация.
Выделяют несколько возможных вариантов построения монетарной мотивации:
определенный процент от заказа — т. е. прямая стимуляция;
коэффициент соответствия, рассчитанный в качестве дополнения к основному окладу (например, использование Key Performance Indicators – KPI’s — системы ключевых показателей эффективности).
В случае, когда прибыль компании напрямую зависит от усилий того или иного сотрудника, система мотивации и стимулирования должна основываться в большей степени не на получении им заработной платы, а на осознании сотрудником его роли в результатах деятельности организации. Эффект в данном случае может быть достигнут, т.к. сотрудникам будет проще воспринимать покупателя в качестве некого источника заработка.
При формировании системы мотивации персонала не менее важно поощрять сотрудников за стаж работы в компании, а также за более высокий уровень компетентности, например путем пересмотра заработной платы, в соответствии с коэффициентом компетентности.
Весьма эффективным является принцип разграничения выплат на две части: постоянная и переменная.
Постоянная часть включает в себя оклад, все виды доплаты (например, доплаты за выслугу лет, компенсации за использование мобильной связью, транспортом и т.д.), годовую премию за соответствие требованиям и компетенциям компании.
Переменная часть оплаты включает в себя все виды премии, которые выплачиваются за выполнение поставленных задач, а компенсация построена таким образом, чтобы при выполнении плана, зарплата сотрудника была выше среднего значения по рынку, а при невыполнении поставленных задач — ниже рынка.
Немонетарная мотивация.
Здесь можно выделить две основные группы:
Группа 1 – способы мотивации, для которых необходимы финансовые затраты. Среди них выделяют:
1. Безадресное распределение, а именно:
проведение обучения за счет средств компании;
обеспечение социальным пакетом, например оплата обедов, медицинского страхования;
улучшение материально-технического обеспечения рабочего места;
организация корпоративных праздников за счет средств компании, поздравлений с днем рождения сотрудников.
2. Адресное распределение, а именно:
оказание материальной помощи в случае смерти родственников, рождения детей;
оплата стоимости детских садов;
оплата отдыха сотрудников
Группа 2 — способы, которые не требуют финансовых затрат. К ним относятся:
Награждение грамотой «лучший продавец», занесение сотрудника на доску почета;
Наличие прозрачной системы начисления заработной платы, перспектив карьерного роста для каждой должности;
Объявление благодарностей на общем собрании компании в конце периода – месяц, квартал, год;
Привлечение сотрудников к работе над новыми проектами, расширение их знаний и опыта.
Знания руководителя в области основных инструментов мотивации сотрудников и практический опыт использования позволяют находить максимально эффективные решения, применительно к конкретной ситуации.
Итак, мы определились с базовыми понятиями. Вы – именно тот руководитель, который хорошо видит ситуацию, анализирует причины, знает способы мотивации сотрудников. Пора переходить к делу, т.е. непосредственно к разработке эффективной системы мотивации.
Шаг 1. Системная диагностика компании.
В большинстве случаев необходимой и достаточной является диагностика по 5 параметрам (см. таблицу 1). Однако, если в Вашем случае предложенный подход не дает полной картины, необходимо включить дополнительные критерии.
Таблица 1- Схема анализа организации
Параметры
Содержание
Общая концепция бизнеса компании
Характеристики бизнеса (продукт, клиент, технология, конкуренты)
Рекомендуем проводить анализ на основе системы сбалансированных показателей – СПП (Balanced Scorecard), основным принципом которой, как известно, является возможность управления только теми элементами, которые поддаются измерению. Пропишите систему и наглядно ее представьте (в виде стратегической карты) с учетом всех основных элементов: перспективы, стратегические цели, показатели, целевые значения и причинно-следственные связи.
Проводите анализ поэтапно, чтобы учесть каждую бизнес-задачу. Порой, один маленький неучтенный нюанс может повлиять на общий исход события.
Результатом проведения диагностики должно стать:
Определение основных задач компании (в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективе);
Определение лиц, ответственных за их реализацию;
Определение основных моментов, которые важно учесть при построении системы мотивации сотрудников.
Подскажите, пожалуйста, какие-нибудь площадки, где можно закупить топливо в больших количествах по ценам ниже рыночных? Реально ли вообще такая ситуация?