Удержать нельзя потерять: свободная запятая продуктовых интернет–магазинов
01 ноября 2016
Покупка продуктов в интернет магазине пока не входит в число популярных услуг. Всего 6% населения страны регулярно заказывает продукты на онлайн площадках. Исследование, проведенное компанией Mix Research, дает понимание того, чем можно привлечь новых покупателей, а какие промахи способны уничтожить желание клиента покупать продукты онлайн.
Уровень осведомленности о существующих онлайн-сервисах по продаже продуктов питания на сегодняшний день нельзя назвать высоким. Результаты качественного маркетингового исследования, проведенного компанией Mix Research*, показали, что даже продвинутый интернет-пользователь, неоднократно покупавший в сети товары разнообразных категорий, с трудом может назвать несколько интернет–ресурсов, в ассортимент которых включена категория «Продукты питания». Связано это с тем, что в покупках продуктов питания посредством Интернета у респондентов не было необходимости, а также с тем, что о такой возможности просто не знали или никогда не задумывались.
Но все же существует категория граждан (6%), которые совершали покупки продуктов в сети. В ходе интервью респондентами были упомянуты следующие интернет-ресурсы:
Утконос, ОКей, Сервис Delivery Club, МЕТРО, Избенка, Деликатеска, Зеленая Лавка, Детский Мир (детское питание).
«Мука́» или «му́ка»: что получает покупатель?
Основными драйверами к совершению покупки для опытных клиентов продуктовых интернет-магазинов выступают поиск финансовых выгод и экономия времени. Однако очевидные преимущества не всегда гарантируют позитивный опыт. Респонденты, регулярно совершающие покупки продуктов через Интернет поделились тем, как проходило их знакомство с интернет-магазинами, и рассказали, что может дестабилизировать даже самого лояльного покупателя.
Один из поводов отказаться от следующей покупки жители крупных городов называют коротким и многозначительным наречием «долго».
«В «Магазине 1» по качеству товара у меня не было претензий. А доставка однажды задержалась на 4 часа, это было очень неприятно, когда заказ был сделан на девять часов вечера, а привезли в час ночи», рассказывает 24-летний житель Москвы, Иван.
Выходом из ситуации респонденты видят увеличение автомобилей, работающих на доставке, объясняя это так: чем меньше авто, тем больше адресов доставки на одного курьера, тем продолжительнее маршруты и вероятнее задержки в пути.
Кроме многочасового ожидания курьеров, сопровождающегося срывом планов, задуматься над совершением следующей покупки могут заставить и очереди в пунктах выдачи. Они усложняют прием товара и снова лишают покупателя шанса сэкономить время. Существует также мнение, что магазины не должны томить покупателя слишком долгой подготовкой заказа.
«В «Магазине 2» не понравилась оперативность работы по подготовке заказа. Я заказала, а к тому моменту, когда начали мой заказ собирать, товара уже не было в наличии. Относительно опыта с «Магазином 3»: в «Магазин 3» сроки подготовки заказа были по некоторым товарам до 5 дней, это слишком долго», делится Елена (41 год) из Санкт-Петербурга.
Ослабить лояльность покупателя вынуждает и ситуация, при которой привезенный товар не соответствует ожиданиям. Неприятный осадок может остаться не только от получения некачественного или вовсе просроченного товара, но и от «с неба свалившейся» альтернативной замены товара:
«Когда через Интернет заказываешь, у них («Магазин 2») может быть замена. То есть они звонят за полчаса, чтобы предложить заменить товар. Но могут, не предупредив привезти, например, другие огурцы, а выясняется, что такие тебе не нужны и их увозят обратно. И ты без огурцов... Такой момент», Елена (51 год), Санкт-Петербург.
Подобные случаи, безусловно, не являются поводом раз и навсегда отказаться от покупок продуктов в сети, но все же вынуждают покупателя задуматься о надежности и о целесообразности приобретения товаров именно таким способом, а также играют роль в процессе выбора оптимального для покупок ресурса.
И «бонусы» на десерт
Ради каких «бонусов» покупатель готов оставаться верным одному интернет
магазину, несмотря на существующие недостатки?
Возможность контроля собственных затрат и рационализация покупок является одним из наиболее значимых мотивов для покупателя. Другими словами, в режиме экономии и планирования интернет-магазины позволяют обдуманно подойти к покупке, выбрать только то, что нужно и даже скорректировать общую сумму покупки добавлением или удалением позиций. Еще лучше, когда интернет-магазины предлагают клиенту дополнительно сэкономить за счет, например, бесплатной доставки или добавления подарка к заказу.
«Выбор у них богатый, цена ниже, чем у конкурентов и… всякие подарки. То есть, к заказу добавлялся какой-то продукт бесплатно. Никаких прецедентов пока не случалось», делится позитивным опытом сотрудничества с магазином «Магазин 4» житель Москвы.
Немаловажным покупатели считают наличие контакта с сотрудниками интернет-магазина. Налаженный диалог в формате онлайн-чатов, телефонных разговоров, смс , push-уведомлений и пр., по мнению респондентов, укрепляет доверие и может являться приятной составляющей процесса покупки. Это касается возможности сформировать покупку, задать любой вопрос по товару, оформлению, доставке, оплате, подтвердить или отменить заказ. О своих впечатлениях от работы с интернет площадкой «Магазин 5» сообщила жительница столицы Жанна Юрьевна, 55 лет:
«Можно заказать и через оператора и самостоятельно. Ходить никуда не надо, а люди помогают. Приятно общаться: в Интернете никто не ругается, не увидишь негатива, все культурные. В «Магазине 5» еще и всегда качественно. Еще такой момент, если чего-то в заказе не хватит, они говорят «звоните, мы довезем». Такого еще не было, но все это очень легко, просто и замечательно».
В окружении внушительного количества предложений потребитель склонен выбирать лучшее для себя. Очевидно, что существует множество приемов привлечь и завоевать его внимание, но удержать и внушить доверие – эта работа требует времени и отточенного мастерства. В поисках лучшего варианта для себя покупатель основывается на личном опыте и высоко ценит внимательное отношение.
* В августе 2016 года компаний Mix Research было проведено качественное маркетинговое исследование на тему «Отношение россиян к покупке продуктов питания через Интернет». В рамках исследования было проведено 28 глубинных телефонных интервью, участниками которых стали мужчины и женщины, жители городов России с населением более 100 тыс. человек в возрасте от 18 до 56 лет, ответственные за покупку продуктов питания для домохозяйств и имеющие опыт покупок продуктов питания через Интернет.
Хотим провести рекламную акцию и в качестве подарков заказать воздушные шары с логотипом компании. Не подскажете, кто в Москве сможет помочь все устроить?
Ищу стильные и функциональные прикроватные тумбы, которые будут идеально сочетаться с современным интерьером спальни. Какие материалы и дизайнерские особенности стоит учитывать при выборе, чтобы ...
Подскажите, как выйти на поставщика или производителя упаковочных материалоов, чтобы была возможность регулярно заказывать почтовые коробки для отправки посылок? Мы работаем по дропшиппингу, ...