Как маленький магазин превращается в магазин самообслуживания
Магазин «у дома», как правило, подразумевает под собой торговый объект площадью от 30 до 200 кв. м (если, конечно, речь идет не о крупных сетях, чьи даже малые форматы всегда масштабнее).
Причем традиционно торговля в таких объектах ведется через прилавок. Даже сегодня предприниматели, собираясь открывать новый магазин, в первую очередь рисуют себе именно такой проект и объясняют этот вариант маленькими помещениями.
Доводы же специалистов-"магазиностроителей" о том, что в формате самообслуживания торговые площади увеличиваются на 30%, а продажи вырастают на 30-50%, что самообслуживание возможно и на скромных площадях, чаще остаются без внимания.
Впрочем, растущая конкуренция заставляет ритейлеров пересматривать свои взгляды, становиться гибче и лояльнее к новшествам. По крайней мере, в Петербурге, где количество федеральных сетей зашкаливает, предприниматели (особенно опытные) стали активнее экспериментировать с форматами. Вот и ООО «Вика» этой весной провело реконструкцию своего одноименного магазина, переведя его в формат самообслуживания. Рассмотрим на примере этой торговой точки, чем выгоден такой переход.
Особенности объекта Что побудило к переменам, в общем, успешный магазин, с хорошей локацией, работающий на одном и том же месте (на ул. Комсомола) уже 13 лет, а потому имеющий массу постоянных клиентов?
- Нами двигало желание повысить конкурентоспособность магазина: сделать его более современным, удобным для покупателя и более прибыльным с точки зрения эффективности использования площадей, - рассказывает Максим Левицкий, заместитель генерального директора ООО «Вика». Магазина «Вика» круглосуточный. Его общая площадь - 250 кв. м, торговая (после реконструкции) – 150 кв. м. Удачное расположение – рядом с остановкой общественного транспорта, на довольно оживленной улице, вблизи нескольких промышленных предприятий и бизнес-центра, по соседству с областной больницей и жилыми домами – уже само по себе является преимуществом. Отсутствие поблизости торговых точек федеральных сетей (и даже места под их возможное размещение) – тоже плюс. Но, видимо, этого не достаточно. - За долгие годы работы мы хорошо изучили своих покупателей. Это сотрудники близлежащих предприятий, по дороге на работу покупающие что-то ко второму завтраку или обеду. Это жители близлежащих домов, приобретающие товары повседневного спроса. И это люди, навещающие пациентов больницы, желающие побаловать их чем-то вкусненьким, - продолжает Максим Левицкий. - Исходя из этого, у нас всегда в большом ассортименте представлены готовые блюда (салаты, мясные и рыбные блюда, сэндвичи и пироги). Нам их поставляют компании-производители. Кроме того, у нас еще до реконструкции была установлена печь для выпечки пирогов и слоек из замороженных полуфабрикатов. У нас в ассортименте и прежде было, и сейчас есть живое пиво – оно популярно. То есть я хочу сказать, что многие приемы, работающие на увеличение продаж, мы использовали и до перехода в формат самообслуживания. Но переход на новый формат все-таки дал дополнительные плюсы: расширилась площадь торгового зала, увеличился ассортимент, хотя складские площади сократились, - это стало возможно благодаря эффективному использованию оборудования в торговом зале. С переходом на самообслуживание поток покупателей стал интенсивней, скорость обслуживания увеличилась, выросло число импульсных покупок. Успех магазина (его оборот, формирование потока постоянных покупателей и т.д.) зависит не только от локации и оптимального ассортимента, но и от зонирования, правильно выстроенной системы навигации и мерчендайзинга. В обновленном магазине «Вика» в этом смысле все «по классике»: в начале - сопутствующие товары (чтобы не забыли купить), в дальнем конце торгового зала – хлебобулочные изделия, молоко, замороженные полуфабрикаты и столь популярный отдел готовых блюд. А пиво и другие напитки размещаются ближе к кассам: пока покупатель доберется до них, скорей всего, еще что-то из товаров положит в свою тележку. - Мы не стали совсем отказываться от торговли через прилавок, - говорит Максим Левицкий. - Поскольку площади магазина позволяют, для реализации сыров, колбас и готовых блюд мы решили сохранить такую зону. Многие наши покупатели ценят сервис и предпочитают покупать именно «этот кусочек» сыра или ветчины, им нравится, когда в магазине можно попросить порезать колбасу или подогреть готовое блюдо. Вот для них мы и сохранили эти услуги. Оснащение Владельцам и проектировщикам «Вики» на стапятидесяти «квадратах» удалось создать многофункциональный магазин, который не кажется тесным. Здесь проходы достаточно широки, чтобы можно было разъехаться двум покупательским тележкам; есть оптимальный (достаточно разнообразный) ассортимент товаров повседневного спроса, а еще - зона торговли через прилавок с печью для приготовления кур гриль, зона приготовления собственной выпечки, отдел «живого» пива. Разработкой проекта магазина и поставкой оборудования для него занималась компания «Торговый дизайн». - Заказчик у нас на этот раз был опытный, и нам не пришлось ему подсказывать, что хорошо было бы сделать в магазине – мы, по сути, реализовывали его идеи, конечно, давая рекомендации по моделям оборудования и возможной планировке, - рассказывает Виктория Смирнова, начальник торгово-холодильного отдела компании «Торговый дизайн». – Отличительной особенностью данного проекта являлось сочетание встроенного и выносного «холода». Выносной «холод» эффективнее, поскольку такое оборудование более вместительно, и оно дополнительно не нагревает помещение. Но не всюду его можно использовать – в маленьких магазинах или технически невозможно вывести агрегат наружу, или просто нет места для него. А потому в небольших торговых точках чаще используется холодильное оборудование со встроенным «холодом». Но здесь же мы скомбинировали пристенные горки с выносным агрегатом и островные бонеты со встроенным агрегатом. Что касается моделей оборудования и производителей, то для представления молочных, гастрономических продуктов, пресервов и т.д. в магазине установлены охлаждаемые стеллажи Symphony MН 3750 и МН 2500 (Crispi, Россия). Температурный режим +1 … +10 оС. Из всей линейки Symphony выбраны узкие горки (шириной 845 мм) оптимальные для маленьких магазинов. Их высота – 2245 мм, что дает возможность установить до 6 полок, т.е. стеллажи получаются очень вместительными. Агрегатная часть сделана на базе полугерметичного поршневого компрессора BITZER (Германия). А для презентации замороженной продукции предпочтение отдано низкотемпературным бонетам островного типа «Миранда» ВН-8 («АРИАДА», Россия) с двухуровневой суперструктурой, увеличивающей площадь выкладки, и подсветкой. Новое стеллажное оборудование здесь - Stahler (Россия), компактные кассовые узлы, специально разработанные для небольших магазинов самообслуживания, – «Штрих-М» (Россия). Весовое оборудование, слайсеры, печь при реконструкции магазина не обновлялись, поскольку по своим техническим характеристикам и внешнему виду устраивают ритейлера и хорошо вписываются в новый проект. - Реконструкция магазина не обязательно означает полное обновление оснащения, - резюмирует Максим Левицкий. - В бизнесе надо руководствоваться рациональностью. И на мой взгляд, наш вариант перехода в формат самообслуживания оптимален. Факты о фуд-ритейле малых форматов Нишевые магазины разрастаются Несмотря на активную экспансию магазинов-дискаунтеров, в России наблюдается рост нишевых магазинов, которые строят ассортимент на основе одной-двух категорий продуктов (булочные, мясные, молочные магазины, лавки, торгующие свежими фруктами и овощами), отмечают исследователи Nielsen, ссылаясь на исследование ShopperTrends 2011 г. Ожидается, что значимость специализированных магазинов в составе традиционной розницы будет возрастать, особенно - магазинов, торгующих продуктами категории fresh. Но фактор близости магазина для большинства пока важнее фактора свежести и богатого выбора продуктов. Но эксперты рынка все же отмечают, что для малого и семейного бизнеса развитие нишевых магазинов — задача почти непосильная. Успеха в этом деле добиваются, прежде всего, крупные игроки, убеждена Суханова. К примеру, сеть "Мясновъ", личный проект гендиректора группы «Черкизово» Сергея Михайлова, запущенный в 2003 г. Сейчас сеть насчитывает около 140 магазинов. Впрочем, Останкинский мясоперерабатывающий комбинат, у которого больше 20 собственных магазинов, не считает подобные проекты успешными. Не конкурировать с крупными сетями Не конкурировать с супермаркетами а проникать в них, открывая свои прилавки – вот правильная тактика. К такому выводу пришел Андрей Кривенко, владелец столичной сети «Избенка» и стал открывать точки, предлагающие свежие молочные продукты фермерских хозяйств, не только в павильонах у метро, но и в супермаркетах, торговых центрах. За 3 года существования у сети появились свои постоянные покупатели, и арендодатели ее уже знают – теперь проще договориться об аренде. Сегодня у сети «Избенка» 130 торговых точек. В пяти из них помимо 50 видов молочных и кисломолочных продуктов продается еще и хлеб, который выпекают монахи Толгского монастыря из Ярославля. «Магнит» запустил «средний» формат Ритейлер «Магнит» запустил новый формат магазинов «Магнит семейный», представляющий собой нечто среднее между небольшими магазинами «у дома» и гипермаркетами. Новые магазины будут занимать до 1500 кв. м торговой площади преимущественно в арендованных помещениях ТРЦ. Основные технологии и ценообразование будут организованы по формату гипермаркета. Также в магазинах нового формата для покупателей будет представлена расширенная зона предложения товаров категории fresh и готовые блюда. Появление новых магазинов будет происходить как за счет открытия новых объектов, так и за счет переформатирования отдельных магазинов. Например, на данный момент к формату «Магнит Семейный» уже относятся 5 магазинов: в Краснодаре, Магнитогорске, Нижнем Новгороде, Геленджике и Павлово, переформатированные из малого формата гипермаркет. В Петербурге возникла новая розничная сеть Розничная сеть формата «у дома» «Семейный капитал. Продовольственные товары», ориентированная на здоровый образ жизни, запущена в Петербурге. Первые 10 магазинов новой продуктовой сети «Семейный капитал» открылись недавно в первых этажах жилых домов и небольших торговых центрах в спальных районах города на Неве. Средняя площадь магазина - 20-50 кв. м, инвестиции в открытие одного объекта - около 400 тысяч рублей. В продаже - только натуральные продукты питания, отсутствуют алкогольная и табачная продукция. Поставку натуральных продуктов осуществляет завод ООО «Второе дыхание», которое, как и ООО «Семейный капитал. Продовольственные товары», входит в группу компаний петербургского предпринимателя Игоря Белоусова BelousovGroup. В планах ритейлера до конца 2012 года увеличить сеть до 100 магазинов. |