Регионы ставят рекорды: ввод торговых центров вырос более, чем в два раза
В прошлом году в региональных городах, без учета рынка Санкт-Петербурга, было открыто 560 тыс. кв. м качественной торговой недвижимости. Это 2,2 раза больше, чем в 2018 году, однако по-прежнему значительно меньше, чем в период 2012-2015 годов, когда показатель превышал миллион кв. метров в год.
По нашим прогнозам, увеличение объемов ввода продолжится. В текущем году к открытию заявлено около 640 тыс. кв. м. Однако фактический объем ввода в эксплуатацию может быть меньше, так как восемь из 14 торговых центров анонсировали свое открытие в 4 кв. 2020 года. Следовательно, есть вероятность, что открытие этих объектов может быть перенесено.
Традиционно, города с численностью населения более полумиллиона человек формируют 60% объема нового ввода. Почти 40% новых площадей в прошлом году были открыты в небольших городах с численностью населения от 100 до 300 тыс. человек. В течение последних пяти лет такие небольшие города были востребованы девелоперами в гораздо меньшей степени: их доля в общем объеме строительства не превышала 15%.
Ввод торговых площадей в разрезе групп городов, тыс. кв. м.
Порядка 33% объема введенных в 2019 году торговых площадей (185 тыс. кв. м) расположены в городах Дальнего Востока – Владивостоке, Хабаровске, Уссурийске и Южно-Сахалинске. Дальний Восток интересен для девелоперов его «ненасыщенностью» при относительно высоком уровне благосостояния граждан: федеральный округ находится на третьем месте по уровню заработной платы после ЦФО и СЗАО. Также для региона характерен низкий уровень развития онлайн-торговли: 3% от общего количества заказов.
Более 50% объема торговых площадей, заявленных к открытию в 2020 году, расположены в Приволжском федеральном округе. Строительство ТЦ в Перми, Нижнекамске, Кирове обусловлено отсутствием качественного предложения в этих городах. В Казани средний возраст профессиональных торговых центров составляет 12 лет, в связи чем город испытывает потребность в новых проектах с современной концепцией.
Распределение предложения ТЦ в России
Ритейл в регионах
• В 2019 году продажи отечественных fashion-ритейлеров снизились на 3-4%. Ключевыми причинами, влияющими на fashion-рынок, по-прежнему остаются макроэкономические факторы.
• Более 10 тыс. кв. м классических фудхоллов было открыто в регионах в 2019 году. Объем предложения данного формата удвоится уже в 2020 году и достигнет 20 000 кв. м. Для сравнения, в Москве объем предложения составляет около 75 000 кв. м. Среди городов, где уже работают и планируют открыться фудхоллы – Сочи, Воронеж, Хабаровск, Екатеринбург, Казань, Пермь, Новосибирск.
• Развитие гипермаркетов практически прекратилось. Auchan, Metro приостановили экспансию и разрабатывают новые стратегии по оптимизации. X5 Retail Group к началу 2021 года планирует преобразовать гипермаркеты «Карусель» в супермаркеты большого формата, а часть закрыть. Региональная сеть «Эссен» закрыла несколько гипермаркетов в Казани и Йошкар-Оле. Снижение популярности гипермаркетов, в том числе, связано с агрессивной экспансией формата «магазин у дома». Так, например, в городах Дальнего Востока появился «Дикси» при поддержке регионального партнера – «Фреш 25».
• В 2019 году продажи электроники и бытовой техники в России выросли на 2,9% (источник – GFK), что поддерживалось потребительским кредитованием и консолидацией спроса в период распродаж и сезонных праздников. Игроки рынка продолжают тестировать новые форматы: вслед за магазинами m_mobile площадью 250-300 кв. м, «М.Видео» совместно с МТС запланировали открытие магазинов площадью 100 кв. м. DNS продолжает развивать универсальные форматы в небольших и средних городах. Доля онлайн-продаж в сегменте выросла с 18% в 2016 году до 25% в 2019.
• Если говорить о сегменте DIY, то в 2019 г. Леруа Мерлен анонсировал развитие магазинов нового формата площадью от 1 500 до 2 000 кв. м в региональных городах ЦФО. О планах запуска магазинов малого формата также объявила сеть «Максидом».
• Сокращение площадей DIY-магазинов связано с планами ритейлеров по увеличению доли продаж через онлайн-каналы. «Петрович» продолжает развивать омниканальную систему продаж: в прошлом году ритейлер не открывал новых торгово-строительных центров, а рост оборота онлайн-продаж сети составил 46%.
Михаил Рогожин, директор отдела региональных торговых помещений CBRE сделал прогноз в отношении развития сегмента торговой недвижимости в регионах России в ближайшей перспективе.
«В перспективе ближайших двух лет мы увидим активное развитие торговой недвижимости в городах Приволжского федерального округа. Крупные проекты реализуются, например, в Казани («Казань Молл» 53 тыс. кв. м), Перми («Планета» 83 тыс. кв. м), Кирове («Время Простора, 2 фаза – 60 тыс. кв. м), а также в Самаре и Нижнекамске. Для целого ряда региональных городов сегодня характерно отсутствие действительно качественного предложения, при этом покупательская способность населения позволяет реализовать достаточно эффективный проект», – считает эксперт.
ТЦ, открытые в региональных городах в 2019 г.
Город
|
Название
|
Девелопер
|
GLA, кв. м
|
Хабаровск
|
Brosco Mall
|
ГК НЕВАДА
|
58 500
|
Пушкино
|
Акварель
|
CEETRUS
|
51 500
|
Владивосток
|
Калина Молл
|
Артаяр
|
46 300
|
Омск
|
Квадро
|
GK Regiony
|
41 000
|
Ижевск
|
Молл Матрица
|
ООО "Бах"
|
40 500
|
Самара
|
Эль Рио
|
OOO Artefakt
|
38 400
|
Мурманск
|
Plazma
|
Адамант-Строй
|
30 000
|
Псков
|
Fjord Plaza
|
Egle
|
29 655
|
Волгоград
|
Арбуз
|
ГК Твоя территория
|
28 000
|
Южно-Сахалинск
|
Аллея
|
ООО ТД Восток
|
25 900
|
Челябинск
|
Космос
|
Урал Сервис
|
23 000
|
Южно-Сахалинск
|
Мега Березка
|
н/д
|
20 000
|
Хабаровск
|
Стрелка
|
ООО "Иск Реал Строй"
|
19 000
|
Уфа
|
Акварин
|
ГК ПСК-6
|
18 400
|
Обнинск
|
Обними
|
OOO "Naturproinvest"
|
17 000
|
Уссурийск
|
Уссури Молл
|
ООО ДальТоргСервис
|
16 000
|
Петрозаводск
|
Лотос Плаза, 2 фаза
|
ООО ТХ Лотос
|
13 700
|
Иркутск
|
Бум
|
н/д
|
11 000
|
Нижний Новгород
|
Автозаводец
|
Новые строительные технологии
|
10 300
|
Севастополь
|
Лаванда Молл
|
ГК Добрыня
|
10 093
|
Каменск-Уральский
|
Каменск-Сити-Молл
|
н/д
|
6 576
|
Тамбов
|
Студенец
|
н/д
|
6 000
|