Какую продукцию считать экологически чистой? Цена экопродуктов на 30% дороже обычных
Самым динамичным сегментом продовольственного рынка в 2011 году стали органические (экологические) продукты. По оценкам экспертов, этот сегмент (его объем уже сейчас составляет не менее 40 млрд долл.) ежегодно увеличивается на 20%. Волна популярности экопродуктов дошла и до России, хотя ее масштабы заметно скромнее, чем на Западе.
В середине лета Минсельхоз инициировал работу над проектов нового закона «О производстве экологически чистой сельскохозяйственной продукции», в котором будет определен ряд понятий и терминов, в частности «экологически чистая сельскохозяйственная продукция», «производство экологически чистой продукции». Попытки урегулировать смежные понятия были: в Москве с 2007 по 2012 год действовало постановление, по которому производители могли писать на продуктах «не содержит ГМО». Новые ограничения на «экологический» маркетинг будут сделаны в том числе путем изменения закона «О защите прав потребителей».
По оценкам участников рынка, стоить экопродукты будут как минимум на 30% дороже.
Доверяете ли вы маркировкам, которые сейчас используются на различных продуктах, — «экологическая», «биологическая», «органическая», «выращенный в экологически чистом районе», «БИО»? Какую продукцию вы считаете экологически чистой?
Мнение эксперта
Ксения Каменская
Личного отношения к "органик фуд" сформировать еще не успела, но интересно мнение выступающего форума Fresh Food Russia - Надежды Прокудиной, управляющего партнера, AgriCapital:
"По данным исследования, проведенного специалистами AgriCapital, около 60% покупателей в столичных супермаркетах готовы платить за продукты больше, если на их упаковке указан соответствующий знак. Изучение рынка показывает, что 45% компаний маркируют свои товары значками «БИО», «натуральный продукт» или «экологически чистый продукт» по принципу «сам себе режиссер», то есть без проведения соответствующей сертификации, подтверждающей подлинность продукта. При этом продавцы на 20-35% повышают цены на свою продукцию. При этом 78% компаний считали, что в России рынок экологических продуктов питания уже существует. На вопрос: «Доверяете ли вы информации на упаковке «натуральный», «экологически чистый» или «БИО»?» 54% респондентов ответили «да», 40% – «нет».
Подобная маркировка продукта без соответствующего сертификата соответствия ничего не стоит. Как только в России появится соответствующая законодательная база, отечественные производители примут самое непосредственное участие в выпуске органических (экологических) продуктов. Медленное развитие рынка органических продуктов в России связано со слабой информированностью потребителя. Специализированной рознице сложно работать потому, что практически отсутствуют отечественные производители органических продуктов. Производителям приходится сложно потому, что нет сертифицирующего органа, которому доверяла бы розница. Сертифицирующего органа нет, потому что к проблеме относятся пассивно власти.
Таким образом, на сегодняшний день действительно качественную сельскохозяйственную продукцию отечественных производителей нельзя называть органической (экологической) и безопасной без соответствующего сертификата соответствия. Произвольное использование маркировки продукции органического (экологического) сельского хозяйства представляет собой уловку для стимулирования продаж своей продукции и создает возможности для введения в заблуждение и причинения вреда потребителю. Напротив, российским производителям, сертифицирующим свою продукцию в соответствии с зарубежными стандартами (ввиду отсутствия национальных стандартов), государством не созданы условия для ее продвижения и позиционирования в торговой среде как продукции, способной укрепить здоровье населения, снижения уровня загрязнения окружающей среды и формирования культуры питания".
30.10.2012