Экономика бесплатного как элемент SEO-продвижения
Вначале процитирую текста Даниила Трабуна: «Главный редактор Wired Крис Андерсон, автор теории «длинного хвоста», в 2009-м опубликовал книгу Free: The Future of a Radical Price, в которой речь шла главным образом о том, что бесплатные товары и услуги – будущее мировой экономики.
Новая экономическая модель, описанная Андерсоном, начинает приживаться в музыкальном бизнесе – Radiohead, Nine Inch Nails или «Мумий Тролль» распространяют свои альбомы совершенно бесплатно, предлагая заплатить ровно столько, сколько пожелает слушатель». Пост опубликован в январе прошлого года, и кое-что уже успело измениться. Например, Том Йорк уже признался, что распространение альбома в интернете было ошибкой. А вот об экспериментах с маффинами и банановыми слойками почитать интересно.
Я же приведу пример удачного использования «экономики бесплатного» в Рунете на сильно конкурентном рынке юридических услуг. А конкретно – услуги по регистрации фирм.
В Москве таких регистрационных контор сотни, если не тысячи. Иногда совсем малюсенькие – гендир да две девочки-студентки с юрфака. Ну, положим, еще бухгалтер (жена гендира) и курьер. Рано или поздно (обычно рано) поток клиентов падает, и владелец вспоминает, что у него есть сайт, узнает про контекст и SEO. И решает сайт продвинуть.
В результате начинается борьба за первую страницу поисковика (преимущественно Яндекса, вроде как в Гугле «не покупают») по запросам высокой и низкой частотности. Пишут оптимизированные «продающие» тексты, повышают скорость загрузки страниц и еще много чего.
Насколько это в действительности эффективно, я понятия не имею. На мой взгляд, SEO является смесью шаманства и мошенничества. С другой стороны, народ у нас и в мистику верит, и «мавродям» деньги несет. В конце концов, предприниматель должен попробовать все способы для спасения бизнеса (разрешенные законодательством, конечно).
Но вот среди обычных сайтов коммерческих компаний-регистраторов стал всплывать абсолютно некоммерческий (и достаточно кривоватый и невзрачный) сайт, где автор подробно рассказывал о том, как самостоятельно зарегистрировать фирму, какие нужны документы, куда идти и по каким тарифам платить.
Статьи на сайте были грамотные, не перегружены «ключевиками», а написаны людьми и для людей. Дизайн как таковой скорее отсутствовал. Меню с разделами, да и все, пожалуй. Никаких цен, никаких призывов что-либо купить, позвонить, заказать. Просто информация. При желании такую можно и в «Википедии» найти, только здесь более подробно и с разъяснениями хорошими. Может опять студенты юрфака сайт готовили, может предприниматель-альтруист, успешно осуществивший регистрацию собственного бизнеса.
Я не знаю политику Яндекса, Rambler и Google в предпочтениях по ранжированию веб-страниц, но некоммерческий сайт успешно занял свое место в топе, обойдя конкурентов без затрат на контекст и сеошников. А дальше...
Дальше на email создателей сайта стали приходить письма с просьбами помочь. В регистрации фирмы, ликвидации фирмы, смене наименования и так далее. И за такую помощь предлагали уже реальные деньги. И владельцы сайта, поделившись знаниями бесплатно, окупили свои усилия.