Эволюция формата: «магазин у дома» — на ступеньку комфортнее
Андреас Папаламброс, генеральный директор компании «Проф-Мастер»
![]() |
![]() Современные «магазины у дома» значительно отличаются от тех, которые были раньше. Сегодня это полноценные магазины с качественным ассортиментом, в которые приятно зайти |
![]() По мнению Андреаса, формат «магазин у дома» по-прежнему востребован потребителями |
![]() Для оснащения магазинов формата «магазин у дома» рекомендуется подбирать оборудование среднего и выше среднего уровня и воздержаться от соблазна приобретения оборудование эконом-класса |
Магазины у дома высокого уровня отражают актуальнейшую тенденцию рынка, позиционируя себя не иначе как фрешмаркеты, и предлагают расширенный ассортимент качественных и — главное — свежих продуктов.
— Безусловно, «магазин у дома», как и многие другие форматы, постоянно меняется, подстраиваясь под ситуацию на рынке и потребности потребителей. При этом суть его остается неизменной. А именно, «магазином у дома» в широком смысле мы можем назвать практически любую торговую точку, которая находится на территории жилых массивов, вблизи транспортных и пешеходных потоков и предлагает набор необходимых товаров с достойным качеством по доступным ценам. Одно время в потребительском восприятии в роли «магазинов у дома» выступали в том числе и дискаунтеры, которые в основном посещали покупатели социального уровня ниже среднего. Средний класс предпочитал более комфортные магазины — гипермаркеты, где он получал более широкий ассортимент и комфортный сервис, соответственно, за большие деньги.
Сегодня, когда поход в продуктовый магазин в большей степени превратился в необходимость, своеобразную обязанность, покупателю уже не хочется специально ехать в гипермаркет, ему интересно получить те же самые продукты и уровень сервиса, но непосредственно рядом с домом. В ответ на спрос многие дискаунтеры и «магазины у дома» эконом-класса начали менять свою политику, трансформируя свои торговые точки в более комфортные универсамы и супермаркеты, которые, в свою очередь, разделились на несколько уровней.
Современные «магазины у дома» среднего уровня значительно отличаются от тех, которые были раньше. Сегодня это полноценные магазины с качественным ассортиментом, в которые приятно зайти. Они имеют более широкую ассортиментную матрицу. Это значит, что компания готова удовлетворить потребности всех категорий покупателей, поддерживая широкий ассортимент при ценах дискаунтера.
А «магазины у дома» более высокого уровня и вовсе отражают актуальнейшую тенденцию рынка, позиционируя себя не иначе как фрешмаркеты. Эти супермаркеты предлагают расширенный ассортимент качественных и — главное — свежих продуктов: овощи, фрукты, свежие охлажденные мясопродукты, рыбу, молочные продукты, кулинарию в ценовых сегментах «средний» и «средний плюс». Значительную долю в ассортименте таких магазинов занимают товары премиум-класса (элитное вино, бельгийский шоколад, сигары и др.). Но если «магазины у дома» первого варианта с удовольствием посещают покупатели разного достатка, в том числе и выше среднего, то аудитория фрешмаркетов более требовательна и амбициозна.
— А каким образом магазины формата «у дома» среднего и высокого уровней отличаются с точки зрения организации торгового пространства?
— Несмотря на то, что магазинов высокого уровня больше классических, и в тех, и в других очень грамотно организовано торговое пространство. В частности, я могу отметить широкие комфортные проходы между торговыми рядами, в которых спокойно могут разъехаться две торговые тележки. Товар не навален, а красиво и удобно выложен на полках.
Особый акцент стоит сделать на дизайне магазинов. Если одни представлены в более демократичном исполнении, то вторые — это претензия на эксклюзивность. Соответственно, для первого варианта выбираются качественные, но стандартные модели оборудования. Оснащая фрешмаркеты, мы также ориентируемся на стандартное оборудование, но в эксклюзивном исполнении. К примеру, при оснащении фрешмаркетов «ЛАЙМ» практически все стеллажное и холодильное оборудование «дорабатывалось» — окраска в специальный цвет, отделка натуральным деревом. Кроме того, в этих магазинах реализованы такие интересные дизайнерские решения, как встроенное в ниши пристенное оборудование, закругленные элементы на торцевых стеллажах и т. д. В итоге получается очень стильно и красиво, в такие магазины приятно заходить за покупками.
Еще одна характерная особенность «магазинов у дома» последней редакции — это обязательное наличие в них отдела собственного производства. В идеале, минимальный набор соответствующего оборудования (гриль, слайсер, упаковщик) должен присутствовать в любом «магазине у дома». А в «магазинах у дома» более высокого уровня отдел собственного производства должен быть поддержан специально оборудованным производственным цехом.
— Каков оптимальный комплект оборудования,необходимый для оснащения «магазина у дома»?
— Оптимальный комплект холодильного оборудования для «магазина у дома», прежде всего, зависит от его концепции, площади торгового зала, ассортиментной и ценовой политики.
Но это вовсе не означает, что уровень качества оборудования для разных интерпретаций формата будет отличаться. В соотношении «цена-качество» мы рекомендуем придерживаться золотой середины и воздержаться от соблазна приобретения оборудование эконом-класса.
В любом случае, для оснащения магазинов формата «магазин у дома» мы подбираем оборудование среднего и выше среднего уровня. Но при этом, подчеркну, в основном все оборудование отечественного производства. Хотя есть модели, произведенные в странах ближнего зарубежья и Европе.
Безусловно, на выходе получается, что комплект оборудования для стандартных магазинов дешевле, чем для фрешмаркетов. Но стоимость зависит именно от исполнения и количества этого оборудования, а не от его качества.
— А есть ли какие-нибудь особенности в выборе моделей холодильного оборудования для современных
«магазинов у дома»?
— Безусловно, тема холодильного оборудования для оснащения «магазинов у дома» — одна из первостепенных (тем более, если речь идет о концепции фрешмаркет). Во-первых, холодильное оборудование для подобных торговых точек должно отличаться качеством и надежностью в эксплуатации, поскольку ставка в таких магазинах делается именно на свежие продукты.
Во-вторых, формат «магазин у дома» в любом исполнении подразумевает получение прибыли за счет оптимизации товарооборота и расходов. С этой точки зрения в выборе холодильного оборудования стоит обращать внимание на возможность экономии энергии. Сегодня актуальны новые технологии энергосбережения, используемые в современном холодильном оборудовании, и так называемое «закрытое» холодильное оборудование.
Закрытые крышки не дают холоду распространяться за пределы бонеты, витрины или ларя, за счет чего обеспечивается равномерное температурное распределение внутри нее.
Кроме этого, срабатывает и психологический фактор: закрытые крышки создают уверенность в том, что товар лучше сохранен.
— Андреас, и последний вопрос. Какие перспективы ожидают формат «магазин у дома» в будущем?
— Можно предположить, что формат «магазин у дома» останется самым востребованным и быстроразвивающимся сегментом розничного рынка. Думаю, что единичные «магазины у дома», которые держит один хозяин, а также «магазины у дома», работающие в стиле дискаунтеров, постепенно уйдут с территории спальных районов и жилых кварталов. А их место займут небольшие, но качественные и удобные магазины с современным оборудованием и расширенной ассортиментной матрицей. И это радует, потому что именно такие магазинчики как нельзя лучше отражают наш общий уровень жизни.
Сегодня актуальны новые технологии энергосбережения, используемые в современном холодильном оборудовании, и так называемое «закрытое» холодильное оборудование. Закрытые крышки не дают холоду распространяться за пределы бонеты, витрины или ларя, за счет чего обеспечивается равномерное температурное распределение внутри нее.