В связи с глобальным ускорением технологий и социальных изменений, ритейлерами необходимо адаптироваться не только к происходящим изменениям, но и к ожидаемым в ближайшем будущем. Главными инструментами прогнозирования будущего для ритейлеров стали сервисы автоматизации.
В 1970 году вышел труд известного футуролога Элвина Тоффлера под названием «Футурошок» или «Шок будущего» - трудности адаптации человека, связанные с глобальным ускорением технологий и социальных изменений. Человеку требуется все меньше времени на то, чтобы осваивать и принимать происходящие перемены. Проводя грань между потребителем и ритейлерами, предоставляющими услуги, последним необходимо адаптироваться не только к происходящим изменениям, но и к ожидаемым в ближайшем будущем: прогнозировать развитие с учетом глобальной конкуренции, когда идет борьба за искушенного потребителя и соответствовать его ожиданиям. Главными инструментами прогнозирования будущего для ритейлеров в последние годы стали сервисы автоматизации бизнес-процессов и торговых предприятий в целом.
Развивается два типа сервисов:
- Автоматизация продаж и коммуникаций. В первую очередь автоматизация связана с ускорением процесса купли-продажи товаров и услуг, ориентированного на то, что потребитель оказывается в центре внимания, а сама покупка превращается в идеально отлаженный и быстрый процесс. Сюда относятся технологии online продаж и быстрой коммуникации, а также сервисы, способствующие этому процессу: CRM, платформы интернет-магазинов, сервисы контекстной и таргетированной рекламы, метрики.
- Автоматизация аналитических процессов и сокращение издержек. Сюда можно отнести несколько категорий сервисов, о которых мы сегодня и поговорим. Это сервисы, позволяющие сокращать расходы и временные затраты на маркетинговых исследованиях, исследовать поведение реальных и потенциальных покупателей в режиме нон-стоп.
Сервисы Big Data: данные об абонентах сотовых операторов
Аналитические сервисы Big Data – одно из стратегических направлений развития операторов связи. Речь идет о данных об абонентах сотовых операторов, анализ которых позволяет развивать торговые сети, выбирая места с наибольшим скоплением людей в разное время суток. Традиционно в таких задачах использовались данные о фактическом, проживающем населении, и это один из показателей посещаемости объектов ритейла. Данные Big Data позволяют оценивать проходимость, что также является важным для открытия торгового объекта. Открыто о таких возможностях сейчас говорят операторы Мегафон и Билайн. Кроме проходимости, аналитические сервисы операторов обещают профилировать абонентов по социально-демографическим характеристикам.
Сервисы тайного покупателя
Услугу тайного покупателя предоставляет множество маркетинговых и исследовательских агентств, однако это всегда вызывало ряд проблем: поиск исполнителей, разработка методик тайного исследования и контроля сотрудников. За счет чего такие исследования получаются затратными. К примеру, оценка работы ресторана двадцатью тайными покупателями составит около 50 тыс. рублей без учета расходов на покупки. Если учесть, что повышение качества сервиса ресторана требует регулярной оценки, расходы на постоянное привлечение тайных покупателей могут варьироваться от 500 тыс. рублей за 6 мес.
Существуют автоматизированные площадки с базой тайных покупателей по всей России. Заказчик отбирает исполнителей по рейтингу, фиксирует задачу, контролирует выполнение работы и онлайн-отчеты через личный кабинет. С таким сервисом ритейлеру не придется платить комиссию агентству, за счет чего затраты снижаются, а автоматический режим заведомо устраняет вмешательство человеческого фактора в результаты исследования. За методики тайного исследования и контроль исполнителей в таком сервисе платить тоже не приходится – заказчик выбирает шаблон исследования для работы, а исполнители контролируются системой рейтинга и проходят специальное тестирование.
Сервисы для геомаркетинговых исследований
Говоря о маркетинге сложно не затронуть тему стремительной экспансии ритейлеров, особенно в части FMCG. Лидеры рынка, такие как X5 Retail Group, Ашан, Лента давно усовершенствовали свои полевые исследования по поиску места для открытия новых магазинов с помощью веб и мобильных ГИС технологий. Самой развивающейся ГИС-платформой, предлагающей десктопные, мобильные и облачные решения, является Arc Gis от ESRI. ГИС-технологии, хоть и позволяют автоматизировать поиск мест для открытия, однако существенно затратны. Кроме оплаты за платформу ритейлеры вкладывают деньги в покупку баз данных и их обновления, и обучение сотрудников инструментарию геоинформационных систем.
Счетчики трафика в магазинах
Сервисы для подсчета трафика в торговых центрах и в очередях магазинов в отличие от данных сотовых операторов позволяют считать фактических посетителей: отдельно вошедших, отдельно вышедших, отдельно считают покупателей и конверсию, строят тепловые карты перемещения посетителей по магазину. Для маркетологов и мерчендайзеров с такими сервисами ускоряются принятия решения по смене товаров на полках, проведении акция для привлечения покупателей к определенным товарам, прогнозирования продаж. Крупные производители счетчиков трафика и облачных и мобильных сервисом в России - компании DSSL и Megacount.
Приложения для хранения карт
«Все дисконтные карты в твоем телефоне» - девиз мобильных приложений для хранения карт. Чем не символ ускоряющегося общества? Таскать каждый день бокс с кипой пластика, листать страницу за страницей у кассы в поисках нужной, пока сзади недовольно вздыхает толпа покупателей – пережитки прошлого, не уживающиеся с темпом мобильности городских жителей. Для ритейлеров такие сервисы – дополнительный инструмент сбора обратной связи, аналитические отчеты и оповещения клиентов о маркетинговых активностях, а, значит, повышение импульсивных покупок и рост продаж. Такие возможности предлагают приложения Wmestocard и Mobile-pocket.
Трудно догадаться, как изменится ритейл в ближайшем будущем, учитывая скорость, с которой сегодня развиваются IT-технологии. Ясно одно. Ускоряя процесс покупки и отслеживая своего потребителя шаг за шагом, футурологи были правы еще в конце 20 века, говоря о том, что мир будущего, а для нас – уже настоящего, сосредоточен не в руках власти или СМИ, а в гигантских щупальцах транснациональных корпораций и всемирной глобализации.
Автор: Юрий Смагин