Золотая жила или Прикассовая зона
В розничной торговле кассовая зона по-прежнему остается одним из самых рентабельных мест в магазине.
Тем не менее в этой "золотой жиле" скрыты многочисленные резервы, которые можно мобилизовать для увеличения оборота.
На расположение касс в первую очередь влияет тип отдела, в котором они установлены, - самообслуживание (например, супермаркет, дискаунтер), полусамообслуживание (например, женская и мужская одежда) и полное обслуживание продавцом (например, парфюмерия). В отделах самообслуживания и полусамообслуживания кассы расположены отдельно от остальной мебели, в отделах полного обслуживания клиента они встроены в мебель отдела и представляют собой единый комплекс. Если говорить в общем, то расположение касс в торговом зале зависит от концепции и бизнес-идеи магазина.
Прикассовая зона - это место, где совершается множество импульсных покупок. Стоя в очереди, покупатель имеет достаточно времени, чтобы внимательно изучить продукцию на стойках в пределах кассовой зоны. Задача магазина как раз и состоит в том, чтобы повлиять на решение посетителя сделать покупку. Особое внимание следует уделить расположению товара на полках, потому что даже при идеальной организации работы кассы покупатели здесь в среднем задерживаются на некоторое время (на совершение покупок посетители тратят от 25 до 40 минут, из них 5-10 минут они проводят в кассовой зоне), и предлагаемые к продаже продукты находятся сравнительно долго в их поле зрения.
Традиционно к товарам импульсивного спроса принято относить сладости, жевательную резинку, сигареты, зажигалки, бритвы, батарейки, специи, различные мелкие хозяйственные и другие товары.
Обычно импульсивным спросом пользуются те товары, которые можно положить в карман. Это так называемые товары "карманного формата". В большинстве случаев в прикассовой зоне размещаются продукты, которые часто могут изменить все записи в списке "что купить", составленном покупателем заранее. "Как правило, наиболее крупный товар размещается чуть ниже уровня глаз, мелкий и наиболее ходовой - на уровне глаз и выше", - сказала Елена Кучихина, начальник отдела комплексного оснащения компании "Русский проект".
Кроме того, никакой другой отдел не может на такой маленькой площади достичь такого оборота и такой прибыли. Это служит веским основанием для того, чтобы многие торговцы занялись полноценным обустройством кассовой и прикассовой зоны.
Учитывая тот факт, что психология импульсивной покупки очень чувствительна к ценовым потрясениям, следует избегать резкого повышения цен на товары данной группы.
"В зависимости от того, какое оборудование находится в магазине и какая рекламная кампания проводится в данный момент, около кассового узла могут продаваться как очень небольшие предметы - жевательные резинки, декоративные магниты, фотопленка, открытки/журналы и пр., так и весьма объемные вещи - шампанское, большие коробки стирального порошка. Но, конечно же, стеллажи с товарами не должны мешать клиентам оплачивать покупки", - говорит Елена Слепушко, менеджер по маркетингу торгового центра "Калинка Стокманн".
Вот некоторые функции, которые "берет на себя" прикассовая зона:
- возможность совершить импульсную покупку;
- возможность провести распродажную акцию со скидкой, сезонную распродажу или рекламную акцию для стоящих, а не пробегающих мимо покупателях;
- мелкий товар из соображений безопасности находится под присмотром кассира, его трудно спрятать в присутствии других людей и охраны;
- охлажденные напитки лучше продаются около касс (покупатель, пройдя по отапливаемому магазину в верхней одежде зимой или в летнюю жару, испытывает жажду).
Технология
Стойки-диспенсеры для прикассовой зоны приобретают все розничные продавцы. Но многим крупным сетевым операторам поставщики чаще всего предоставляют их бесплатно. Это связано с тем, что компании, торгующие мелкой продукцией в прикассовой зоне, заботятся о выгодном представлении своей продукции.
Производство стоек для прикассовой зоны - высокотехнологичный процесс сварки тонкой проволоки. Если применяется некачественная сталь, то оборудование очень быстро приходит в негодность.
Условно всех производителей можно разделить на три большие группы: крупные компании-производители, как Wanzl, Storebest; российские производители (например, "Техно-Дизайн") и фирмы, которые составляют общую группу "предложения" (ряд турецких и других производителей). Все оборудование соответствует нормам и стандартам, которые принято предъявлять к этой продукции.
"У нас два типа прикассовых стоек: немецкие - для выкладки товаров, размещаемых на большой площади, и итальянские - для небольших магазинов. Немецкие стеллажи отличаются уникальным дизайном и техническими решениями по комплектации - каждый клиент имеет возможность собрать свою уникальную по комплектации и внешнему виду стойку", - дополнила Елена Кучихина.
Данное оборудование настолько простое в сборке, что его можно не только сконструировать под необходимый размер прикассовой зоны, но и подобрать дополнительно технические элементы из уже имеющегося в магазине. Другое дело - когда оборудование доделывают из подручных средств, оно смотрится не очень эстетично.
Как рассказал коммерческий директор компании "Техно-Дизайн" Эдуард Яхилевич, основными требованиями, которыми руководствуется компания при проектировании оборудования прикассовой зоны являются:
- эксклюзивный дизайн;
- рациональное размещение товара;
- универсальность конструкции (возможность навески полок и аксессуаров, наличие ценникодержателей);
- возможность размещения сменной рекламы (банера);
- простота сборки;
- удобство транспортировки.
Хочется отметить некоторые особенности конструкций прикассовых стоек, помогающие предотвратить кражи. В диспенсере Storebest предусмотрена закрывающаяся на ночь или на время перерыва решетка. В стойке Wanzl есть специальное устройство, которое при взятии товара издает резкий щелчок, что привлекает внимание кассира и не даёт возможности не предъявить взятый товар.
Зона
Важно учитывать расстановку стоек и стеллажей в кассовой зоне. Они должны быть расставлены так, чтобы нигде не перегораживать путь покупателям, которые хотят оплатить свои покупки.
"Необходимо оставлять проход между торцами стоек и кассовым узлом. Зона, которая получается в результате этого, важна для любого оператора. В зависимости от формата магазина эта зона может быть как 2,5 метра, так и 8-10 метров - длина, которой она достигает в крупных сетевых операторах. Обычно это пространство в крупных магазинах используется под столики распродаж. В торцах стеллажей обращенных к кассам размещают паллеты, холодильные шкафы для напитков или стойки арендаторов с брэндами", - пояснила Арина Пономаренко, начальник отдела архитектурного проектирования и дизайна компании "Олекс холдинг".
В больших "форматных" магазинах эта зона превращается в зону дополнительного предложения, сезонных распродаж, промоушен-акций.
Если это магазин эконом-класса или дискаунтер, то она будет намного меньше. Это связано с экономией магазина на торговой площади (зона будет сужена, но наценка на товары будет минимальной). Чем дальше по уровню сервиса, тем выше цены, но и выше комфорт в зоне прикассовой торговли.
Конечно, прикассовое оборудование розничный оператор может покупать по частям: сначала необходимые стеллажи для формирования зоны кассового узла, затем дополнительные секции в виде стоек или паллетов. В этом есть доля рациональности. Но крупные сетевые операторы стараются приобретать оборудование для кассовой зоны в "комплекте", учитывая пространство этой зоны и его схему постановки на торговой площадке. По стоимости оно выходит дешевле и логически правильно организует место возле кассовых терминалов.
Изготовление комплекта прикассового оборудования, состоящего из одной стойки-диспенсера и одного накопителя для сигарет, обойдется, по словам Эдуарда Яхилевича, в 250-300 долларов. При комплексном заказе этих изделий стоимость снизится примерно в 1,5 раза.
Реклама - впечатление
Реклама в этой зоне весьма эффективна, так как, ожидая, пока товар будет упакован, клиент наверняка ознакомится с ней. Кроме того, персонал магазина может акцентировать внимание клиентов на определенных рекламных акциях. Однако рекламных материалов не должно быть слишком много, иначе клиент просто не заметит самого кассового терминала.
Необходимо отметить, что человек, находящийся в кассовой зоне, уже практически покинул магазин. Реклама здесь влияет на подсознание покупателей для того, чтобы создать хорошее впечатление от брэнда. Некоторые специалисты считают, что бессмысленно широко рекламировать товар, важно лишь психологически настроить человека на то, чтобы он выбрал его в следующий раз.
Интересен европейский опыт рекламы товаров при помощи телевизионных мониторов, расположенных над кассовыми зонами. В часы пик мониторы отвлекают покупателя от неудобств, связанных с ожиданием в очереди, и снимают напряжение у касс. Пока, насколько известно, подобное новшество, в несколько измененном виде, используют лишь единичные продавцы на российском рынке.
Практика показала, что обилие рекламы не привлекает, а отвлекает внимание покупателя, раздражает его. Учитывая это, магазины стали размещать рекламные плакаты больших размеров в верхней части торцов стеллажей или под потолком магазина. В некоторых супермаркетах в нижней торцевой части стойки-диспенсера появились фирменные рекламные стойки (баннеры) с товарами известных торговых марок (специальные выкладки).
Дополнительная прибыль не помешает
Как правило, оборудование, которое стоит в предкассовой зоне, обходится магазину довольно дешево, как было сказано выше. Поставщики стараются сами приобретать его как для крупных, так и для небольших операторов розничного рынка, зачастую арендуя место для него на взаимных с магазином договоренностях.
Такая схема сотрудничества позволяет поставщикам сделать рекламу своей продукции в этой зоне и разместить ее в наиболее выгодных местах на стеллаже или стойке по сравнению с другими товарами. Многие поставщики максимально эффективно используют эту зону для размещения своей продукции, так как она считается лакомым куском в пространстве всего магазина.
Когда магазин бесплатно берет оборудование от поставщиков и размещает там их товары, он зависит от конкретного производителя, от брэнда. Если же магазин сам покупает прикассовые стеллажи и развивает собственный бизнес, это хорошая возможность для дополнительной прибыли. Когда сеть не может просчитать экономический эффект этого, она теряет хорошие деньги.
Существуют общие аксиомы, исходя из которых можно определить значение кассового узла для любого торгового помещения. Самое главное, что прикассовая зона - основное место, где "отбиваются" деньги магазина. Хорошо спроектировав кассовый узел, можно взять всю сумму, которую готовы выложить покупатели, если их ожидания от сервиса оправдаются.
И наоборот, при хорошем расположении магазина и даже при его неплохом техническом оснащении неправильно организованный кассовый узел не позволит пропустить необходимый поток покупателей (не учтено количество касс, затесненность кассовой зоны). Это основное место, где отрабатываются деньги магазина. Здесь их можно либо взять, либо потерять.
Прикассовая зона
(комментарий Арины Пономаренко, начальника отдела архитектурного проектирования и дизайна компании "ОЛЕКС холдинг"):
В системе постановки стеллажей в прикассовой зоне существует множество подходов. Но существуют также некоторые "стандарты" в расположении торгового оборудования, которые считаются наиболее рациональными и которыми пользуются розничные продавцы на российском рынке. В магазинах площадью 200-300 кв. метров при дефиците площади приходится оставлять на прикассовую зону около 2 метров, что, конечно, создает неудобства покупателям.
В супермаркетах 1000 кв. метров необходимо соблюдать личное пространство покупателей, поэтому прикассовая зона должна быть не менее 2,5-3 метров, лучше даже 4 метра, чтобы покупатели могли проходить вдоль касс в "поисках" меньшей очереди.
В магазинах типа "Кэш энд кэрри" прикассовая зона может быть различной по глубине, это зависит от торговой концепции, объема тележек и количества рядов выкладки. Чаще всего это сетчатые столы на ножках или паллеты для распродаж на выкатных колесиках.
Возможные виды товаров (список неполный, его можно продолжать в зависимости от социально-демографической ситуации в районе, специфики и формата магазина):
- продукты: мороженое, жевательная резинка, шоколад, конфеты, напитки (часто в холодильных шкафах);
- сопутствующие товары: батарейки, сигареты, презервативы, игрушки, бритвенные приборы и сменные лезвия, зубные щетки, чулочно-носочные изделия, пресса, интернет-карты, телефонные карты.