Ситуация в малом e-commerce: будет ли расти сегмент в кризис?
2014 год оказался очень успешным для малого e-commerce: выросли продажи и выручка. По данным аналитиков, повторение успеха в следующем году зависит от правильного выбора каналов продаж.
Что сейчас представляет из себя малый ecommerce? Это небольшие интернет-магазины, которые обрабатывают до 100 заказов в день. Как правило, такие компании ориентированы на локальный, реже региональный рынок без намерений построить национальный бренд. Интернет для этого сегмента не основной, а дополнительный к оффлайновому канал продаж. Основным фактором успеха в онлайн среде для таких компаний служит размещение интернет-магазина на больших маркетплейсах. Например, клиенты портала Tiu.ru за 11 месяцев текущего года даже в долларах (по курсу на конец ноября) получили выручку на 131% больше, чем за аналогичный период 2013 года, в рублях рост составил 166%.
Второй фактор: количество заказов в целом на портале выросло на 130%, а в пересчете на количество клиентов - на 29%. Это говорит о том, что рост продаж связан не только с ростом количества продавцов, но и с реальным спросом.
В-третьих, средний чек вырос на 17%, а в отдельных категориях - более, чем на 120%. Прирост заказов произошел во всех товарных категориях и составил от 80% до 200%. Объемы представленных категорий на портале можно оценить по размеру кругов на графике: видно, что лидирующая категория “Строительство” развивается быстрее остальных. И главное, более 75% клиентов уже продлили платную подписку на следующий год, что говорит об эффективности работы портала.
Маркетплейсы - это эффективный канал продаж, отчет о деятельности Tiu.ru за 2014 год это подтверждает. Во-первых, количество уникальных продавцов выросло во всех товарных категориях, представленных на портале. Более того, клиенты портала во всех ведущих товарных категориях получают огромное количество заказов и оборот. Это значит, что размещение на Tiu.ru для любого бизнеса положительно отражается на продажах.
В 2014 году в топ-3 по количеству заказов попали категории “Одежда, обувь, аксессуары” (более 20 тыс. заказов), “Строительство” и “Промышленное оборудование и станки”. Лидером по объему выручки стала категория “Строительство” - более 200 млн. руб.
Несмотря на то, что темпы роста по всем показателям снизятся, прогноз на следующий год по данным Tiu.ru положительный. Доля маркетплейсов в ecommerce будет расти, поскольку с точки зрения затрат, это самый эффективный канал для развития онлайн-торговли. Рост количества заказов на Tiu.ru в 2015 составит до 80%, выручка в долларах вырастет на 50-90%. Стратегия продаж будет строится на распределении усилий между оффлайн и онлайн каналами, а не на выборе одного из них. Это дает шанс многим компаниям в ритейле не только пережить кризис, но и увеличить свои продажи в сложившейся экономической ситуации.
По мнению Евгения Иванова, руководителя портала Tiu.ru, в 2015 году будет очередной подъем интернет-бизнеса: в кризисной ситуации онлайн-торговля начинает развиваться стремительнее, т.к. требует гораздо меньших затрат по сравнению с оффлайном. К тому же, интернет-сегмент менее зависим от курса доллара. «По предварительным расчетам в 2014 году цены на различные категории товаров поднялись всего на 10-15%, а в следующем году вырастут на 15-20%», комментирует Евгений. Более того, в Tiu.ru создана целая система поддержки и обучения предпринимателей, чтобы помочь им разобраться в ведении онлайн-бизнеса и пережить кризисный период.